Противокорабельные крылатые ракеты и авианосцы

 

 

 

Авианосцы и противокорабельные ракеты одна из наиболее популярных тем российского сегмента интернета. По накалу страстей ее можно сравнить разве что с темой реальных потерь Хельавир в арабо-израильском конфликте. Ввиду отсутствия достоверной информации как собственно о ПКР, так и авианосцах, более правильно будет говорить о тенденциях или как сейчас принято писать «трендах»

 

 

Содержание:

  1. Немного из истории крылатых ракет
  2. Конструктивные особенности противокорабельных ракет
  3. Бортовая радиотехническая система ПКР
  4. РЭБ и ПКР
  5. Поражающая способность и боевая живучесть ПКР
  6. Разведка и целеуказание
  7. Значение авианосцев и их боевые возможности
  8. Борьба с АУГ

Немного из истории крылатых ракет

Крылатые ракеты один из тех видов оружия, в производстве которых Россия и сегодня занимает верхние позиции во всех мировых рейтингах. Вероятно, ВС РФ имеют на вооружении КР больше, чем армия любой другой страны мира.

Количество крылатых ракет в мире по странам

Приведенные в таблице цифры отражают только мнение пусть и авторитетных но, тем не менее, не правительственных организаций. Во время проведения различных переговоров по ограничению стратегических вооружений США никогда так и не передали СССР/России информации по произведенным КР «Томагавк» чем срывали все попытки учета в балансах его ядерного варианта.

Специфика КР не позволяет установить места их секретного производства и баз хранения ввиду отсутствия идентифицирующих признаков характерных для МБР и БРПЛ. А информация об общем количестве этих ракет позволила бы ориентировочно определить количество ракет с ЯБЧ. Особенно актуален этот вопрос стал после разработки Ливерморской национальной лабораторией сменных головных частей, замена которых возможна не только в стационарных условиях.

По заявления американских официальных лиц до настоящего времени ВМС США получили более 8000 КР «Tomahawk». И израсходовали 2360. Однако так как наиболее серьезной проблемой остается определение количества ракет в ядерном и обычном снаряжении, особого доверия эти заявления не вызывают.

Можно добавить, что если верить заявлениям Шойгу и Борисова, то производство «Калибров» составляет 20 шт. в месяц, а «Ониксов» — 13-14. Более подробно о КР «Калибр»

Ввиду высокой защищённости поражаемых целей, их маневренности, разнообразия пусковых платформ, противокорабельные ракетные комплексы с крылатыми ракетами являются одними из самых сложных в своем классе.

Первым советским авиационным комплексом управляемого ракетного оружия класса «воздух-море» поступившим на вооружение морской авиации СССР в конце 1952 г. стала система «Комета» с самолетом-снарядом КС. Разработка системы была начата в 1947 г. в специально созданном СБ-1 (КБ-1) директором, которого был назначен П.Н. Куксеенко, а главным инженером С.Л. Берия. Дальность стрельбы- 80-90 км, высота полета – менее 200 м, скорость при встрече с целью – более 1000 км/час, вес БЧ- 1015кг, в том числе 500 кг тротила.

В ВМФ, да и в промышленности существовали большие сомнения даже в принципиальной возможности потопить с помощью самолета-снаряда более-менее крупный корабль. Поэтому перед проведением испытаний, специальная комиссия осмотрела судно мишень (гвардейский крейсер «Красный Кавказ») и дала заключение, что корабль потоплен, не будет. Тем не менее, после попадания самолета-снаряда в цель, крейсер разломился пополам и менее чем за три минуты затонул.

В странах НАТО, не придавали большого значения развитию данного вида оружия что, в общем, то и понятно. Авианосцы, линкоры стоимостью в сотни миллионов, а то и миллиарды долларов и какие-то копеечные ракеты, в их понимании, были величины не соизмеримые. Гром прогремел 21 октября 1967 г. когда два деревянных катера ВМС Египта водоизмещением по 77 тон, вооруженные ракетами П-15,отправили на дно израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 2 555 тон. Ну а индо-пакистанская война 1971 г. окончательно убедила всех в начале ракетной эры в войне на море. В ходе этого конфликта при проведении операции «Трайдент» (ракетно-артиллерийские обстрелы ВМБ Карачи) практически за одну ночь было выведена из строя четверть пакистанского флота, уничтожено нефтехранилище, нарушена система управления. По американским данным, из 9 выпущенных ракет 8 поразили цели, в том числе и береговые.

Все это потребовало от западных стран срочной разработки мер защиты, одной из которых стала разработка крайне неудачного ЗАК Mk 15 «Phalanx»

С первого боевого применения (1967г.) и до окончания холодной войны (1991) ПКР уничтожили и повредили 86 кораблей и судов. Нынешнее тысячелетие не стало исключением. Так 14 июля 2006 г. с территории Ливана, китайской ПКР С-802, был поражен израильский корвет УРО «Ханит». Не помогли ни «лучшие системы РЭБ» ни «один из лучших ЗРК «Барак», ни широко разрекламированный «Phalanx». Как всегда «все системы были отключены», а «экипаж был на обеде».

По мере приближения завершения разработки ПКРК П-270 с ракетой 3М80 «Москит» в 1981 г. была поставлена задача разработки противокорабельного ракетного комплекса нового поколения, значительно превосходящего по своим ТТХ, как и принимаемый на вооружение сверхзвуковой «Москит» так и находящийся на вооружении дозвуковой «Малахит». (Далее в тексте не будет разграничения между комплексом и ракетой в него входящей, в случаях, когда это не несет смысловой нагрузки)

Рассматривалось несколько концепций построения комплекса, в том числе были и предложения строить аэробаллистическую ракету, так сказать предтечу сегодняшнего «Циркона». Однако после обсуждения остановились на варианте, который сегодня известен, как «Оникс».
В.Н. Челомей и работники возглавляемого им предприятия (ОКБ-52, ЦКБМ, НПО Машиностроения) всегда отличались нестандартным мышлением и стремлением создавать изделия не то что на уровне, а на голову выше всех существующих аналогов. Многие принятые им решения стали сегодня мировым стандартом. К ним можно отнести раскрывающиеся в полете крылья и автомат их синхронного раскрытия, старт с «нулевых» направляющих, использование биметаллов в двигателях, размещение в контейнерах. Без всего этого крылатые ракеты не получили бы столь широкого распространения, как это имеет место, сегодня.

Многие идеи приходилось буквально пробивать и «Оникс» тут не исключение. Например, НИАТ считал, что предлагаемый проект, крайне не технологичен в изготовлении и эксплуатации, ввиду чрезвычайно высокой плотности компоновки механизмов и агрегатов. Тем не мене Челомею удалось отстоять свою позицию, убедив заказчика, что данная ракета не нуждается в замене и регулировке входящих в нее изделий в течении всего срока службы. Можно сказать, что отношения у Флота и КБ определенно сложились. Да и вряд ли могло быть по другому. Реутовскими ракетами было вооружено 80% надводных кораблей и 100% подводных лодок ВМФ СССР. В одном из выступлений Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков сказал «В.Н. Челомей является фактическим создателем нашего национального оружия — противокорабельных крылатых ракет, основы антиавианосной системы вооружения Советского Флота»

В то же время Д.Ф. Устинов резко негативно относился ко многим проектам НПО Машиностроения. И хотя разногласия формально касались участия предприятия в некоторых космических и МБР программах это не могло не наложить свой отпечаток на всю деятельность КБ. Понятно что в такой обстановке разработки В.Н. Челомея должны были на голову превосходить изделия конкурирующих фирм.

Широко известно высказывание Устинова: «Это предприятие создано для других задач». Гораздо меньше людей знает о его резолюции на докладной записке о готовности КА «Алмаз-Т» к пуску – «Вывоз спутника на старт разрешить, после укомплектования его системами, превосходящими в десять раз по техническим характеристикам перспективные американские разработки».

Что же касается МБР, то на момент начала проектирования УР-100 в 1963 г. США превосходили СССР по количеству МБР в 6 раз. С помощью этой ракеты была решена задача достижения стратегического паритета с США. Тысяче американских «Минитменов» противостояли не мене 1000 советских УР-100, разработки В.Н. Челомея. Это была самая легкая ракета в советских РВСН и первая где была применена ампулизация топлива. Ну а «Протон» летает в космос и сегодня.

В.Н Челомей умер 8 декабря 1984 года, Дмитрий Федорович Устинов пережил его на 12 дней.

Конструктивные особенности противокорабельных ракет

Иногда встречаются утверждения, что «Оникс» должен был стать советским аналогом американской ПКР « Harpoon». Это несколько странное утверждение, потому что это ракеты абсолютно разных классов. А если искать аналогии, то тогда это скорее Х-35.

Так же не корректно «Оникс» сравнивают с «Москитом». Хотя бы потому что «Оникс» все же ракета следующего поколения. ПКР «Москит» (Главный конструктор И.С. Селезнев) создавалась с учетом итогов арабо-израильской войны 1973 г для замены комплекса с ракетами П-15. Ракета оптимизирована для преодоления системы «Aegis», изюминкой ракеты была возможность поражать скоростные надводные цели со скоростью до 200 км/час. Эта ракета вошла в историю как первая в мире, где была реализована компоновочная схема с размещением внутри камеры сгорания СПРВД твердотопливного стартового двигателя, удаляемого из нее после окончания работы скоростным напором.

Тем не менее, как известно из истории, принцип «они были первыми» несет в себе и немалые издержки. Такая конструктивная  схема размещение СРС внутри камеры сгорания СПВРД обладает следующими недостатками:
— увеличение массы маршевой ступени за счет роста массы СПВРД из-за неоправданного увеличения длины камеры сгорания;
— неблагоприятная центровка ракеты на участке ее разгона;
— увеличение массы ракеты из-за необходимости обеспечить прочность корпуса ракеты при продольном изгибе от силы тяги;

В НПО Машиностроения было предложено другое конструктивное решение, а именно расположение СРС не только в камере сгорания, но и в воздушном канале воздухозаборника, что позволило сделать камеру сгорания с оптимальным соотношением «вес-полнота сгорания», существенно уменьшить вес ракеты за счет изменения характера нагружения (замена сжатия на растяжение), снижена степень статической неустойчивости ракеты Данное решение не только уменьшает вес и габариты ракеты но и позволяет значительно улучшить ее летно-технические характеристики.

Не стоит считать, что ПКР это что то застывшее. В течение времени их производства они неоднократно модернизируются. Известны следующие типы ракет для ПРК «Москит»: 3М80, 3М80М,3М80В, 3М80Е, 3М80МВЕ, 3М82, 3М82В. А так же три модификации двигателя:

3Д80 — впервые в мире реализована схема размещения внутри камеры сгорания ПВРД корпуса твердотопливного стартового двигателя, который покидает камеры сгорания ПВРД после выработки топлива РДТТ;
3Д81 (1982 г.) — раскладывающиеся стабилизаторы пламени V-образного сечения с топливными коллекторами;
3Д83 (1988 г.) — регулируемое двухпозиционное сопло, для привода которого используется энергия основного потока газа;

В настоящее время производство ПКР «Москит» прекращено.

Возвращаясь к «Ониксу» следует сказать, что существует как минимум три ракеты на его базе, существенно отличающиеся по своим ТТХ. Это собственно «Оникс» ПКР для ВМФ России, «Яхонт» экспортная модификация с существенно урезанными боевыми возможностями и «Брамос» занимающий промежуточное положение. В свою очередь известно несколько модификаций собственно «Оникса»: 3М55, 3М55М, 3М55Н1, 3М55Н2. Вполне вероятно, что это не все существующие исполнения.

Некоторые «эксперты» утверждают, что нельзя сделать, так что бы модификация ракеты, имеющая практически одинаковый вес и габариты с базовой моделью летела значительно дальше, чем оная. Больше может и нельзя, вернее сложно, но меньше очень просто. Воздухозаборник может быть постоянного сечения, а может быть регулируемым, а это регулирование в свою очередь может быть плавным, а может быть и ступенчатым, то же можно сказать и про сопло двигателя. Возможно непрерывное горение в камере сгорания, а может быть и прерывистое с лазерным или плазменным розжигом. Топливо может быть разной энергетической ценности и т.д. и т.п.

Дальность ПКР «Оникс» впрочем, как и скорость является закрытыми параметрами. Время от времени, какие то цифры проскальзывают в прессе или рекламных материалах. Так в репортаже ТК «Звезда» (очень быстро пропавшем из сети) говорилось, что дальность этой ракеты более 600 км. В рекламном материале ВТБ, являющегося финансовым партнером «НПО Машиностроения» говорится о 500 км. Индийцы поражают цели «Брамосом» на дальности более 450 км. Более того согласно официальному заявлению МО Индии и изготовителя к 2020 г. дальность поражения целей составит более 800 км.

Не стоит оставлять без внимания и заявления индийских партнеров о гиперзвуковом «Брамосе». Хотя 6М это не совсем гиперзвук, ибо в таких двигателях, известных как «рамджет» все-таки дозвуковая камера сгорания. А вот для достижения скорости 6,5М и выше необходима сверхзвуковая камера. Выше только звезды, ну или бескамерный двигатель со сгоранием топлива в струе. Впрочем, каждый классифицирует как ему удобно. Определенные разночтения в части этих параметров могут быть вызваны наличием разных модификаций ПКР «Оникс», различием в типах целей и условиях применения и т.п.

В любом случае трудно представить какие либо кардинальные изменения в «Брамосе» без участия российской стороны. Сегодня основной вклад предприятий РИ в производство этого РК пусковая установка и ИНС. Даже производство топливных баков в Индии пока не освоено. Вероятно, идет передача российских технологий, что можно объяснить не только и не столько присоединением Республики Индия к РКРТ, а успешностью работ по созданию гиперзвуковой ПКР 3М22 «Циркон». О создании СП «Брамос» и ракетной программе Индии — в статье Огненные стрелы Арджуны

Косвенным подтверждением, несколько большей дальности «Оникса» по сравнению с «Яхонтом» является длина терминального участка. У «Яхонта» его протяженность составляет 40 км, а у «Оникса» — 80.

Работы по модернизации позволяют значительно улучшить ТТХ многих типов ВВТ, в том числе и крылатых ракет. Можно вспомнить, что в результате таких работ дальность Х-22 увеличилась с 300 км до 600 и более.

Сегодня официально, наибольшей дальностью поражения целей, в ВМФ РФ, обладает ПКР «Вулкан» — 1000 км. Часто встречающаяся цифра в 700 км, относиться к модификации «Вулкан-Базальт» В этой модификации используется СРС от ПКР «Базальт». При работе СРС «Вулкан» образующиеся газы имеют более высокую температуру, чем у СРС «Базальт» и для ПУ требуются более жаростойкие материалы, которые использовались в новых проектах. Предполагалось что и корабли старых проектов пройдут модернизацию, однако…

Интересной ракетой является Х-31 ( модификации А,АД, П, ПД) Считается, что ее максимальная скорость 3600 км / час, в то же время на официальном сайте производителя двигателя для этой ракеты дается скорость 4 700 км/час. В первом случае скорость у воды 2,95М а на высоте 10 км – 3,34М, а во втором 3,83М и 4,36М соответственно. Как мы видим, есть определенная разница. Впрочем, можно считать, что на сайте опечатка.

Для ракеты Х-31 с 1986 г. серийно изготавливался двигатель 31ДП (31ДПК) с автоматической системой многоразового розжига с оптическим сигнализатором горения. С 2009 г. для той же ракеты производится двигатель 52ПМ, со сверхзвуковым регулируемым соплом и регулированием двигателя по внутрикамерным параметрам.
Дальность пуска этой ракеты (как варианта ПД, так и АД) 260 км. Подрыв боевой части возможен как при попадании в цель, так и «на пролете»

В 1996 году был подписан контракт между КНР и Россией на ОКР по модификации ракеты Х-31, которая получила название КР-1. Это событие и последовавшее в следующем году подписание договора о поставке двух эсминцев типа «Современный» (проект 956Э), стоимостью около 1 млрд. долларов, для вооружения которых предусматривалось использование ПРК »Москит» (первая поставка около 50 ракет) вызвали приступ ярости американской стороны. Последовали очередные санкции. По заявлениям американских адмиралов система «Aegis» имела крайне низкие шансы отразить удар китайских эсминцев, и основные надежды возлагались на ЗАК «Phalanx», который за свою историю не сбил ни одной реальной цели. Корабли же без «Aegis» были вообще беззащитны.

Министерство обороны РФ так же выступало против продажи этой ракеты в Китай. Один из главных лоббистов этой сделки – тогдашний губернатор Приморского края Наздратенко, обращался с этим вопросом к Б. Ельцину, но, не смотря на его поддержку МО, оставалось непреклонным. Добиться его согласия удалось, только пообещав сделать ракету со скоростью 6М и в дальнейшем довести ее до 14М подтвердив такую возможность соответствующими расчетами.

Так как в конце 90-х тогдашнее российское руководство (как минимум значительная его часть) только что взасос не целовалось с американскими партнерами было принято решение о продаже им упрощенной версии Х-31 (МА-31) для использования в качестве мишеней для отработки противодействия китайскому флоту. Первый контракт предусматривал поставку 13 изделий по цене 550 000 долларов/шт. Российские специалисты принимали участие в этих пусках. По их утверждению «Aegis» не удалось уничтожить ни одной мишени. После этого был заключен контракт на поставку 41 изделия, но наступил 2000 год и этот контракт по политическим причинам не был реализован.

Компания «Orbital ATK» в июне 2000 г. начала разработку собственной мишени, по контракту стоимостью 34 млн. долларов. В октябре 2005 г это изделие, получившее название «GQM-163A Coyote» достигло операционной готовности.

Однако не смотря на наличие собственной сверхзвуковой мишени, США не оставляли попыток нелегальной покупки ПКР Х-31. По одному из планов предусматривалась поставка в США 23 ракет Х-31 старых модификаций, которые несколько десятков лет хранились на складах ВС Белоруссии. Схема была следующая: Белорусская армия приобретала новые ракеты Х-31 в России, а старые продавались частной белорусской фирме, которая перепродавала их украинской компании. Украинский посредник, оставив себе 20% от суммы сделки, передавал ракеты чешской компании, которая и отправляла их в США. Не смотря на просьбы американского посольства в Праге, чешское правительство не дало лицензии на проведение этой сделки, мотивируя этой действующими санкциями ЕС против РБ. Был предложен вариант закупки ракет без участия Белоруссии. Однако это было невозможно, ввиду наличия пограничного и таможенного контроля на границе России и Украины.

Как ни странно, многие «эксперты» оперируют данными тридцатилетней или даже более, давности. Хотя на официальных сайтах производителей они несколько выше. Характерным примером является ракета Х-35Э (но не Х-35) дальность которой действительно 130 км, однако производитель заявляет и о возможности продажи так же экспортного, но улучшенного варианта Х-35УЭ с дальностью уже 260 км.

Технические характеристики ПКР Ч-35Э и Х-35УЭ

 

Как мы видим при увеличении веса на 70 кг и сохранении габаритов дальность возросла в два раза. Это достигнуто за счет использования двигателя меньшей массы, применения новых конструкционных материалов, снижения массы электронного оборудования.

 

 

Миниатюризация электронных компонентов всегда была одним из важнейших направлений повышения ТТХ ракетной техники. Известно, что в СССР в период испытаний ЗРК С-300Ф как раз проходил перевод на новую элементную базу ЗУР, в результате чего ракета носила 100 кг балласта, при массе БЧ 50 кг. Впоследствии была сделана новая БЧ увеличенной массы (за счет балласта) Возможно именно по этой причине при подрыве БЧ ЗУР в круге радиусом 100 метров от самолета противника, вероятность его уничтожения составляет не менее 0,9. К радости моряков это резко повысило и противокорабельные возможности этого типа зенитных ракет.

С 1961 г. отечественный ВМФ выдвигает требование ко всем ЗУР корабельного базирования о способности поражения надводных кораблей, в качестве второй цели. Впрочем, многие американские ЗРК обладают такими же возможностями. Об этом знают и турецкие моряки, после того, как «Muavenet» получил пару «Sea Sparrow» от USS «Saratoga», а после 10.08.2008 и грузинские.

Возможности работы ракетного оружия по не основным или «вторым целям» зачастую остается вне поля зрения. Та же ПКР «Гранит» способна поражать и наземные цели и всегда рассматривалась как резерв ударных сил флота. Вероятно, данная ракета способна по низкой траектории и при использовании СБЧ поражать и подводные лодки противника.

Бортовая радиотехническая система ПКР

В представлении специалистов АО «Концерн Гранит-Электрон», ведущего разработчика и производителя этих систем для противокорабельных ракет структурная схема БРТС выглядит следующим образом:

Схема БРТС концерна "Гранит-Электрон"

Основным элементом БРТС ПКР является головка самонаведения.

Первой головкой самонаведения разработанной на предприятии была ГСН для ракет П-6. Основной режим наведения этой ракеты был ручной, однако существовал и «резервный режим» включающий автоматический поиск, захват и сопровождение цели без участия оператора. Этот режим имел менее высокую вероятность выполнения боевой задачи, но позволял подводной лодке производить погружение после пуска ракеты. В ГСН ПКР «Аметист» была уже реализованная полностью автономная система управления. Выбор цели осуществлялся по принципу «веревочного многоугольника» Из группы целей выбиралась равноудаленная и наиболее мощная цель, с высокой вероятностью выбрать в составе ордера наиболее крупные корабли.

ГСН ракеты ПРК «Гранит» специализированная система для уничтожения АУГ. В ГСН вырабатывались характеристики целей, позволившие проводить целераспределение и целеназначение в залпе ракет без участия оператора. Реализованные в ней алгоритмы основаны на базе теории игр. Стратегия организации залповой стрельбы и мероприятия противника по противодействию ракетам рассматриваются как игра двух партнеров. Для решения вычисляется так называемая «платежная функция», то есть, выбираются условия, при которых ущерб для противника будет максимальным, а собственные потери («платежи») – минимальными. ГСН для ПКР «Гранит» после старта самостоятельно проводит поиск, селекцию и выбор объекта удара, а также оценку параметров целей с последующим захватом и самонаведением на выбранную цель. Используется активно-пассивный радиолокационный визир, работающий на маршевом участке в пассивном режиме, что обеспечивает поиск и обнаружение ордера по излучающим корабельным РЛС, повышая скрытность работы ГСН и ПКР в целом. ПКР в залпе формируют единое информационное поле.

ГСН Яхонт – интересно, что у разработчиков нигде не упоминается Оникс или П-800, вероятно данные все же относятся к экспортному варианту. Выбор целей на основе идеологии заимствованной у ГСН комплекса Гранит на основе теории игр. Дальность обнаружения корабля типа «крейсер» не менее 70 км в самых жестких метеоусловиях, вес 85 кг. Потребляемая мощность — 1 кВт. Вероятно, именно данные этой ГСН приводятся в описании ракеты Яхонт, да и Оникс. При этом не берется во внимание, что эта ГСН была разработана около 30 лет назад.

ГСН ПКР "Аметист" и "Яхонт"

Экспортный вариант ГСН пятого поколения (для ПКР Яхонт) был представлен на МВМС-2013 со следующими характеристиками:

дальность обнаружения, км – не менее 110
разрешающая способность по дальности, м — 9-15
разрешающая способность по углу, градус — 1
потребляемая мощность, вт — 400
Масса, кг — 45
объем, л — 50

Как мы видим утверждения, что для ракет с размерами меньше «Гранита» невозможно получить дальность захвата цели ГСН 100-120 км, о каких то невообразимых габаритах, огромном энергопотреблении не имеют под собой никакой фактической основы. Без всякого сомнения, это же касается и систем РЭБ.

При разработке ГСН пятого поколения учитывались изменения, произошедшие в технике и тактике применения со времени разработки ГСН предыдущего поколения. Особое внимание было обращено на усиление мощности средств РЭБ, использование на кораблях stealth-технологий, использование сложного берегового рельефа (скалы, фиорды) для укрытия корабельных группировок, расположение органов управления, а также промышленных военных объектов в условиях городской застройки. Для решения этих задач было необходимо увеличить дальность обнаружения, обеспечить скрытость излучения, повысить разрешающую способность. Обеспечить универсальность по объектам применения (в т.ч. наземным).

ГСН представляет собой бортовой двухканальный активно-пассивный радиолокатор, использующий при работе в активном режиме (АРК) сложный широкополосный когерентный сигнал. Для обеспечения режима скрытого обнаружения реализован алгоритм сверхдальнего обнаружения объектов, при котором ГСН видит дальше, чем демаскируется средствами радиотехнической разведки. Реализован алгоритм наведения на нерадиоконтрастную цель, по радиоконтрастному ориентиру.  ГСН построена по модульному принципу: антенна, передатчик, приемник, устройство обработки информации. Реализовано синтезирование апертуры антенной системы по методу доплеровского обужения луча, для работы в условиях городской застройки.

Для данной ГСН предусмотрено два варианта антенного устройства: с механическим приводом и в виде ФАР.

В данной системе не задекларирован канал высокого разрешения, являющийся по представлению разработчиков необходимым для МГСН пятого поколения, что с учетом наличия двух видов антенн (ФАР целесообразна для гиперзвуковых ПКР) наводит на мысль о том, что представленная ГСН является усечённым вариантом более сложной системы.

Как следует из схемы выше, наличие канала высокого разрешения (лазерного или иного) является необходимым условием эффективного боевого применения современных ПКР. Можно так же вспомнить слова Б.В. Обносова, сказавшего в одном из интервью, что две ракеты «Оникс», запущенные с разных носителей, попадут в точку прицеливания на корпусе корабля с отклонением между ними в 1 метр.

ПКР "Вулкан" лазерный канал

Первые работы по созданию канала высокого разрешения начались в 1962 году. Был проведен ряд НИР по изучению возможности использования для решения данной задачи лазерного излучения, 3 и 8-мм диапазонов радиоволн, теплового и тепловизионного каналов. Наилучшим вариантом оказался активный лазерный канал. Как наиболее помехозащищенный и позволяющий получить наибольшее разрешение.

Уже в 1978 годов в Крыму начали проводиться первые практические исследования по созданию лазерного канала высокого разрешения. Лазерный излучатель был установлен на берегу в ангаре и через открытые двери проводилось изучение и подбор режимов при работе по специально подходящим кораблям.

В конце 80-х проводились работы по модернизации ПКР «Вулкан» до варианта «Вулкан-ЛК». Лазерный канал устанавливался в дополнение к имеющемуся радиолокационному визирю. Аппаратура лазерного канала была размещена в диффузоре воздухозаборника. Дальность действия 12-15 км, Система распознавала геометрические параметры корабля-цели и выдавала команды на коррекцию траектории полета ракеты для поражения наиболее уязвимых участков корабля-цели. Но в 1990 или чуть позже по известным причинам работы были прекращены.

В настоящее время по заявлениям разработчиков активный лазерный канал позволяет повысить разрешение до 1 м, получить трехмерное отображение фоноцелевой обстановки

Возможность совместной атаки ракет залпа на порядки повышает боевую эффективность применения ПКР. Алгоритмы системы управления позволяют организовать сбор ракет залпа в группу, проводить их разведение и сведение по фронту и по высоте, выполнять некоторые другие маневры.

Довольно часто встречается утверждение, что при совместной атаке ракет залпа существует, какая то «главная ракета» или «ракета-разведчик» которая летит высоко и передает информацию другим ракетам. Может быть, это утверждение и справедливо для СУ полувековой давности. Сегодня все ракеты в залпе равны и все передают информацию, формируя единое информационное поле по данным активных и пассивных каналов всех ГСН ракет залпа. Функции информационного обмена выполняет СОИР – система обмена информации ракет в залпе. Таким образом, что «видит» одна ракета «видят» и все другие. При разведении ракет по фронту, совместная работа ГСН ракет залпа позволяет проводить поиск целей на обширных площадях и производить централизованное (управляемое) целераспределение.

В связи с этим вызывающая восхищение у «либеральных экспертов» возможность противокорабельного «Tomahawk» летать змейкой по предполагаемому маршруту цели для ее поиска иначе, чем детским садом назвать трудно. Кроме того возможностью полета «змейкой» обладают и отечественные ПКР. Да и «горка» это «змейка» в вертикальной плоскости. Совместная работа ракет залпа это не эксклюзив «Гранита» и «Оникса», такими возможностями обладают и некоторые другие советские/российские ПКР.

В 70-е годы начался процесс сокращения ядерных вооружений. Было понятно, что постепенно будет ограничиваться и использование ЯБЧ на крылатых ракетах морского базирования. Из этого следовало, что либо должна быть значительно повышена точность противокорабельных ракет, либо снижен уровень ущерба наносимого ударными силами флота территории противника и за счет этого увеличить свои возможности в противоборстве с вражеским флотом. Так как снижение уровня ущерба считалось очень плохим вариантом, то и США и СССР выбрали первый путь.
Заключение договора ОСВ-1 так же стало основной причиной отказа от принятия на вооружение противокорабельной БРПЛ Р-29К для комплекса Д-5, не смотря на ее успешные испытания (из 11 пусков 10 признаны успешными). Данная ракета, оснащалась ядерной БЧ, кроме того она мало отличалась от стратегической Р-29, и шла в зачет по договору. При наличии большого количества крылатых ракет разных видов базирования, снижение ударного потенциала СЯС СССР было признано не целесообразным. Впрочем, работы, по управляемым боевым блокам, были  успешно продолжены. В том числе и в противокорабельном исполнении.

РЭБ и ПКР

Разработчики отечественных ПКР всегда уделяли должное внимание вопросам радиоэлектронной борьбы и снижения радиолокационной заметности. Даже на первоначальном этапе развития этого вида оружия предполагалось использовать при атаке АУГ противника нескольких ракет с оборудованием РЭБ вместо БЧ. По мере развития средствами РЭБ стали оснащаться и собственно боевые ракеты. Однако и специализированные ракеты сохранились в качестве средства групповой защиты.

Можно услышать, что средства РЭБ ПКР бесполезны ввиду огромной энергетической разницы между РЛС ракеты и РЛС атакуемого корабля, но вот огромная энергетическая разница между наземным радаром и РЛС самолета, почему то в расчет не берется. Существует большое количество разнообразных видов помех и для многих из них мощность понятие отвлеченное. Да и подавлять можно, например ГСН или систему управления атакующей ракеты.

Первые станции РЭБ ПКР были довольно простыми – просто переизлучали сигнал РЛС на водную поверхность, чем вызывали появление на экранах радаров множества ложных целей. Впоследствии стали переизлучать сигнал на две соседние ракеты наряда, которые в свою очередь… В середине 80-х годов появились системы для дистанционного подрыва БЧ атакующих ЗУР. Некоторые типы ракет оснащались сбрасываемыми ложными целями, дипольными отражателями.

Защита от обнаружения и поражения ПКР атакующими ЗУР это далеко не единственная задача, решаемая с помощью средств РЭБ при атаке АУГ. Производится так же радиоэлектронное подавление систем госопознования, что не позволяет, обороняющейся стороне, отличить свои воздушные объекты от средств ВНП. Дезорганизуется работа средств управления полетами обеспечивающих взлет и посадку палубной авиации и т.д.

Уже в конце 80-х годов на КР 3М25 «Метеорит» кроме бортовой системы радиотехнической защиты, для снижения радиолокационной заметности был установлен и плазменный генератор. Руководил его разработкой В.М. Иевлев.

Радиопоглощающие покрытия (ХВ-10) испытывались в июле-октябре 1962 года на ракетах П-5. Заметим, что это первая советская крылатая ракета морского базирования

При проектировании ПКР «Гранит» проводилась оценка формы на предмет снижения радиолокационной заметности, применялись радиопоглощающие покрытия, принимались меры по снижению заметности в инфракрасном диапазоне.
Сектор углов защиты для сверхзвуковой ПКР составляет 0-100 гр. с целью снижения возможности обнаружения самолетами ДРЛО, Однако наибольшее значение имеет сектор примерно 30-40 гр.  в передней полусфере, так как по нему производиться не только обнаружение, но и наведение средств поражения.

Представляются странными утверждения что ПКР «Оникс» не оснащена средствами радиоэлектронной защиты, ввиду их больших габаритов, веса и энергопотребления. На примере ГСН, выше, была показана роль миниатюризации в производстве электронного оборудования. Представители «НПО Машиностроения» не раз заявляли, что на все производимые ими крылатые ракеты, начиная с «Базальта» оснащённого комплексом 4Б89 «Шмель» устанавливается аппаратура РЭБ. Более того, представляя практику работы заказывающих управлений, можно сказать, что системы РЭБ стоят и на других типах ПКР.

Поражающая способность и боевая живучесть ПКР

Для ПКР характерны не только мощные, но и хорошо защищенные боевые части. Даже у первой советской ПКР КС-1 вес БЧ достигал 1000 кг. Ракета Х-22 при попадании в борт корабля оставляла пробоину площадью 20 м2, а образовавшаяся после подрыва ее фугасно-кумулятивной БЧ (960 кг) кумулятивная струя прожигала все конструкции на глубину 12 метров. При этом обеспечивалось направление струи строго вниз.

При создании комплекса «Вулкан» с целью повышения дальности была снижена масса БЧ, при сохранении массы ВВ. Возникла необходимость проверки бронепробиваемости ПрБЧ, так как в США проводилась расконсервация линкоров типа «Айова». На ракетной дорожке НИИ «Геодезии» был проведен пуск, который показал, что БЧ легко пробивает броню до 400 мм. Как говориться такой вот привет «Миссури».

Проведенное моделирование показало, что для потопления авианосца достаточно трех попаданий ПКР «Вулкан». Впрочем, американцы то же не очень отстают в моделировании и по их расчетам для потопления «Адмирала Кузнецова» необходимо 6 попаданий ПКР «Гарпун» с БЧ массой 227 кг. Но вот АВМА типа «Nimitz», способен выдержать до 25 попаданий в борт или 11 днищевых неконтактных взрывов торпед с массой ВВ 400 кг, или до 15 попаданий КР (масса ВВ до 1000кг) в борт и полетную палубу. Как говориться – реклама двигатель торговли.

При проектировании БЧ в СССР приходилось так же учитывать фактор универсальности по боевым частям, то есть возможность использования на одной ракете как обычной, так и специальной БЧ. Ввиду конструктивных особенностей ядерных БЧ имплозивного типа, отсек ракеты под БЧ, как и сама боевая часть имеет λ = 1,5±0,2 (где λ – отношение длины к диаметру БЧ). Это далеко не лучший показатель для обычной боевой части, ибо данное соотношение для той же AGM-86C было 3,1. Для «Гранита» λ = 1,65, что является своего рода платой за универсальность. Интересно, что у ПКР «Брамос» λ = 1,54, что хуже, чем у «Гранита» и как бы косвенно намекает на возможность установки, на нее СБЧ.

Для ПКР «Оникс» специально разработана ЯБЧ малой мощности (10кт) ТК-60 имеющая вес 90 кг.

В настоящее время в связи с повышением точности наведения ПКР (т.е. не попадание в авианосец вообще, а попадании в уязвимые места) появилась возможность снижения массы БЧ.

Кинетическая составляющая является важнейшим элементом могущества БЧ. Увеличение скорости ракеты с 1М до 6М ведет к увеличению кинетической энергии в 36 раз. В практическом же плане, согласно американским расчетам, кинетическая энергия индийского «Брамоса» в 32 раза больше чем у «Tomahawk».

ПКР ОН в части боевой живучести обладают гораздо лучшими характеристиками, чем подавляющее большинство других воздушных целей. Это достигается как бронированием и резервированием наиболее важных узлов и систем, а так же специальными мерами обеспечивающими продолжение выполнения боевой задачи при их повреждении. К таким мерам можно отнести, например фиксацию рулей в положении на цель при повреждении системы управления.

Согласно требованиям 80-х годов ПКР должна была выдерживать очередь 20-мм ЗАК «Phalanx», или попадание одной ракеты типа AIM-7 или двух типа AIM-9. Неоднократные обстрелы, проводимые как в исследовательских учреждениях, так и силами ВМФ подтвердили, что эти требования соблюдаются. Так оказалось что снаряды ЗАК «Phalanx» вообще не способны добраться до БЧ при всех углах атаки. При обстреле же ПКР из систем с параметрами характерными для 30-мм ЗАК «Goalkeeper» (Нидерланды) при некоторых углах наблюдалось поражение БЧ, однако детонации не происходило, и цель поражалась.

В «Красной Звезде» был опубликован репортаж о проведении учений МИГ-31 по уничтожению КР противника. В качестве мишени была использована ПКР «Гранит». Первый двухракетный залп Р-33 изрешетил цель, однако она продолжила свой полет по маршруту. И только в результате второго залпа она была уничтожена. Таким образом, для ее уничтожения понадобилось 4 ракеты. В связи с этим возникают серьезные вопросы к возможности F/A-18 эффективно противостоять этому типу ракет, тем более с учетом того что его возможность залповой стрельбы ракетами AIM-120 нигде не показана. При этом вес боевой части Р-33 в два и более раза больше веса БЧ AIM-120.

Разведка и целеуказание

Вопросы обнаружения АУГ и выдачи целеуказания для применения оружия и в первую очередь ПКР оперативного и оперативно-тактического назначения зачастую используются для обоснования отказа от ракет большой дальности, или же обоснования строительства авианосцев(???) для ВМФ РФ. Оставляя в стороне тему авианосцев, хочу заметить, что если бы даже сегодня не было необходимых средств дальнего целеуказания, это совсем не значить что их не было бы и завтра. И такую позицию иначе, чем глупостью назвать трудно. Даже у человека далекого от этой темы возникает простой вопрос – а, что для пуска на дальность 300 км целеуказание не нужно? В бинокль все видно? Различные же «бухгалтерские аргументы» характерные для «менеджеров нового типа» и «либеральной интеллигенции» о том что «не менее 90% продаж ПКР в мире это ракеты с дальностью до 300 км» вообще не выдерживает никакой критики. Дело в том, что продажа ракет с большей дальностью просто запрещена РКРТ.

На этапе проработки проекта ПКР П-6 и П-35 было ясно, что для эффективного применения этого оружия необходимо обеспечить наведение на предельной дальности. В 1959 г году были начаты работы по создания морской системы разведки и целеуказания, которая и была принята на вооружение в 1966 г под названием «Успех». Целеуказаие обеспечивались самолетами Ту-95РЦ, которых было выпушено 52 единицы. Это была действительно система целеуказания, а не передачи информации. Самолет с помощью РЛС обнаруживал вражеский корабль на дальности 250-350 км и потом транслировал радиолокационное изображение на носитель, на дальность до 400 км, который и производил пуски ПКР. Можно сказать, что был создан первый разведывательно-ударный комплекс.

Так же для разведывательной авиации Флота, было изготовлено около 70 Ту-16Р и 12 Ту-22М3Р, кроме того ВМФ переоборудовал своими силами 33 серийных Ту-16 в разведчики Ту-16РМ. Пара Ту-95РЦ за один вылет обследовала акваторию площадью 10 млн. км2, для Ту-16 этот показатель был 1 млн. км2. Для полетов на разведку реальных морских целей широко привлекались самолеты Дальней Авиации ВВС. Полеты по планам «Чайка» (Атлантика) и «Чайка-2» (Тихий океан) были обычным делом.

Наличие базовых аэродромов в самых отдаленных уголках мира, большого количества разведывательных судов ВМФ, привлечение судов научного и торгового, а так же вероятно самого большого в мире рыболовецкого флота, делало эту систему весьма эффективной. Однако она имела один, но решающий недостаток – низкую боевую устойчивость

Поэтому, уже в 1960 году начались работы по созданию системы целеуказания космического базирования. В ноябре 1978 г МКРЦ «Легенда» была принята на вооружение.
С 1981 г к ней были подключены носители ПКР «Гранит», «Базальт», «Вулкан», «Москит», «Малахит» — При этом взаимодействие могло осуществляться как напрямую с КА входящими в МКРЦ «Легенда» так и через систему космической связи и навигации «Парус» (позднее «Цикада»), пассивную систему загоризонтного целеуказания КРС-27 или через ВЗОИ (взаимный обмен информацией) Использование единой системы координат цели, спутника и носителя исключало влияние ошибок навигационного комплекса носителя. В результате ВМФ СССР получил в свое распоряжение РУК глобального масштаба сравнимого с которым не имела ни одна страна в мире на протяжении многих лет.

Вступление СССР в «эпоху перестройки» и последовавшая за ней «эра экономических реформ» привели к постепенному прекращению функционирования данной системы. В 1993 г. район обзора системы был снижен вдвое, а уже в 1998 г она престала играть какую либо существенную роль. Последний спутник из состава «Легенды» прекратил свою работу в 2007 году. Справедливости ради нельзя не отметить что поддержание МКРЦ «Легенда» в рабочем состоянии требовало огромных затрат. За период ее эксплуатации было запущено 27 активных и 15 пассивных спутников.

Тем не менее, утверждать, что после этого ВМФ России утратил возможность выполнения ударных задач, и противостояния с АУГ США было бы преувеличением, скорее эти возможности были значительно сокращены. Но и задачи Флота изменились, речь уже не шла о противостоянии США в мировом океане, необходимо было защитить территорию страны. В распоряжении Флота оставались загоризонтные РЛС на авианосноопасных направления, система пассивной радиотехнической разведки, возможность привлечения самолетов ДРЛО, да и на орбите оставались КА, как военного, так и двойного назначения. Впрочем, даже сохранение таких урезанных возможностей при политическом подчинении «Вашингтонскому обкому» и продолжении заявленного экономического курса было под большим вопросом.

В 1993 г. начались первые работы по созданию МКРЦ нового поколения. Ввиду отсутствия должного финансирования сроки выполнения этапов постоянно срывались. В 2006 г работы были активизированы, что в первую очередь было обусловлено приходом к власти на Украине президента Ющенко. Стало ясно, что рассчитывать на кооперацию с Украиной в таком важном для обороноспособности страны вопросе было нельзя. Это так же потребовало перекомпоновки КА, так как ранее предполагался его вывод с использованием украинской ракеты.

Запущенный 20 ноября 2009 г. «Космос-2455». первый спутник из состава МКРЦ — «Лотос-С» с индексом 14Ф138. Из-за ошибок в программном обеспечении КА не мог нормально функционировать. Этот случай до сих пор любимая тема «интернет-либералов» обосновывающих как отсутствие у ВМФ РФ возможностей для загоризонтного целеуказания, так и неспособности РФ самостоятельно создавать разведывательные спутники. При этом скромно умалчивается, что уже через несколько месяцев спутник был перепрограммирован и стал нормально работать, а так же что с этого случая прошло уже 8 лет.

В 2013 было окончено опытное тестирование МКС «Лиана». В 2014 на Северном Флоте прошли успешные испытания первого модернизированного комплекса целеуказания по морским целям, получающим информацию от МКС «Лиана». В настоящее время система эксплуатируется в опытно-дежурном режиме. Были сообщения, что отдельные сегменты системы использовались при нанесении ударов крылатыми ракетами в Сирии. Принятие на вооружение запланировано на 2018 год.

В состав МКС «Лиана» входит четыре спутника: 2 – «Лотос-С» и 2 «Пион-НКС». Обеспечивается целеуказание по морским, наземным и воздушным целям. В настоящее время проводится интеграция сети сонаров для контроля и целеуказания по подводным объектам. Разрешение системы -1 м, точность определения координат-3 м.
Ведутся работы и по другим направлениям (МРИС, «Акварель») так что говорить об отсутствии возможностей загоризонтного целеуказания у ВМФ РФ было неправильно.

Значение авианосцев и их боевые возможности

С момента своего создания в 1798 году ВМС США были инструментом обеспечивающим продвижение американских интересов в самых отдаленных уголках мира. Под какими бы лозунгами они не осуществлялись «борьба с работорговлей», «обеспечение безопасности судоходства», «борьба за демократию» и т.д. суть не менялась.
Уже в 1800 году было проведена первая военно-морская операция в Тихом океане. Фрегат «Эссекс» под командованием капитана Эдварда Пребла был отправлен в район индонезийских островов для защиты американской торговли. Ну а далее везде.

Авианосцы один из инструментов политики «проекции силы» Это новая итерация «дипломатии канонерок» когда американские и английский канонерские лодки бороздили воды Янцзы. По определению редактора The New York Times, Уильяма Сафайра который был, кстати, и спичрайтером президента Никсона «железный кулак угрозы силой в бархатной перчатке дипломатических отношений». Впрочем, довольно часто вместо проецирование силы употребляется термин «carrier diplomacy» — дипломатия авианосцев.

Ударные возможности

По мнению американцев под ударом их авианосной авиации находиться 75% земной поверхности, на которой проживает более 90% населения Земли.

Развал СССР, операции в Ираке, Югославии, когда их противникам не было что противопоставить авианосной авиации США, создали иллюзию возврата к колониальным временам. Да что там, какой то Ирак, даже КНР не было что противопоставить двум АУГ США в 1996 году во время кризиса в Тайваньском проливе.

Был взят курс на увеличение количества вылетов в ближней зоне, в ущерб дальности и грузоподъёмности. Снижение грузоподъемности можно как то объяснить использованием высокоточного оружия, Так во время второй мировой войны американцам для уничтожения одного моста требовалось 240 тонн бомб, во время войны во Вьетнаме – 200, а в 1999 г всего 4 тонны. А вот снижение дальности ничем кроме уверенности в наступлении эры «американской гегемонии» объяснить нельзя.

Таким образом, средний радиус действия авианосной авиации без дозаправки (без участия в бою) составлял в
1956 г. – 2250 км
1996 г. – 1520 км
2006 г – 920 км

В настоящее время авиакрыло оптимизированно для нанесения ударов по целям на расстоянии до 360 км от авианосца.

Что же качается чисто ударных возможностей то для F\A-18E боевой радиус составляет при ведении воздушного боя составляет 720 км, а при ударе по наземным целям 920 км. Для F\A-18C 680 и 775 км соответственно. Сегодня из 4 ударных эскадрилий авиакрыла (44 машины) 1 или 2 имеют на вооружении F\A-18C , предполагается, что они будут заменены на F-35C.

По предварительному соглашению 2001 года предполагалось, что F-35C будет иметь боевой радиус 1360 км с боевой нагрузкой 2750 кг. Однако после изготовления первой партии в 2010 г этот показатель был снижен до 1145 км. После испытаний по полной программе F-35А ВВС был получен результат в 1100 км, и простой расчет показывал, что боевой радиус флотской машины не превысит 1050 км.

Кроме того возникает вопрос с возможной частотой вылетов для F-35C. Известно, что F-117 во время иракской компании мог совершать не более 0,8 вылета в сутки. Для F-22 публикуются разные данные, но в любом случае время предполетной подготовки в несколько раз больше чем время собственно полета. Во многом это связанно с необходимостью восстановления радиопоглощающих покрытий. По заявлениям высокопоставленных американских военных модификации F-35A и F-35C могут совершать три вылета в сутки, а F-35B (для КМП) – четыре. В таком случае при численности авиакрыла авианосца «Gerald R. Ford» в 40 машин F-35C за 12-ти часовой цикл может быть проведено 60 вылетов при возможности проведения 180 вылетов. Это еще раз подтверждает простую аксиому, что верить официальным заявлениям стоит далеко не всегда

С учетом запредельной цены на эту машину, неудовлетворительных технических характеристики а так же того что Боинг разработал конформные топливные баки позволяющие увеличить боевой радиус F\A-18E на 300 км количество заказанных F-35C будет значительно меньше планировавшегося и в первоочередном порядке будет финансироваться проект The future naval aircraft (FNA)

В настоящее время с учетом всех расходов на строительство и эксплуатацию АУГ стоимость сброса одного боеприпаса самолетом палубной авиации составляет 7,5 млн. долларов (без стоимости самого боеприпаса) Интересно, сколько будет, стоит сие действие после перевооружения на F-35C, если аппетиты Lockheed Martin не будут урезаны
Известно выражение «Если хочешь разорить маленькую страну, то подари ей крейсер», вероятно если подарить авианосец, то разориться и совсем не маленькая страна.

Боевая устойчивость АУГ

Утверждения о неуязвимости АУГ (АМГ, АПУГ) несколько преувеличены. Даже с философской точки зрения. И опасность для АУГ представляют не только крылатые ракеты, но и подводные лодки, да и просто минные поля.

Нет смысла уподобляться некоторым «экспертам» — на 30 секунде Граниты будут обнаружены и будет выпушена первая ракета и через минуту всех собьют. Кроме того у них нет ни таланта ни знаний Т. Клэнси, они забывают одну важную вещь – у «Супер-Хорнета» есть еще около 560 снарядов к пушке и ими он может сбить не менее пяти «Гранитов» Так что все окончиться быстрее чем через минуту.
Во всех этих построениях просто не учитывается реальность. Например, вероятность поражения цели ЗУР совсем не одинаково на всей дальности ее действия. Декларируемую вероятность поражения она приобретает где-то после 12% дальности, до 20% вероятность сохраняется, после чего начинается падение и на дистанции 90% падает на треть, ну а на максимальной дальности более чем в два раза. И это только по динамике.

При полете на малой высоте цель с ЭПР ракеты может быть обнаружена на дальности примерно 12 км и времени для противодействия будет примерно 15 секунд (скорее значительно меньше) Вся надежда на «Phalanx» который за всю свои историю не смог защитить ни один корабль. Что и неудивительно, так как вероятность поражения 0.5 не маневрирующей сверхзвуковой ПКР будет достигнуто на дистанции 400 метров, а маневрирующей с перегрузками 8g (у того же «Москита» 15g) 120 метров. А на таких дистанциях не имеет значения промазал или разнес ПКР в щепки, ибо корабль все равно будет поражен.

После продажи «Москитов» в Китай в США активизировались работы по созданию средств противодействия. В результате появилась ЗУР SM-6 и новая версия «Aegis BL9» обеспечивающие возможность стрельбы по внешнему целеуказанию. По сообщению разработчика в конце октября 2014 г печально известный USS «Chancellorsville» (CG 62) используя внешнее целеуказание отбил «массированный налет ПКР» из двух мишеней низколетящей сверхзвуковой GOM-163A и дозвуковой BQM-74E. Однако на какой высоте была сбита сверхзвуковая мишень нигде не сообщалось. При этом это практически уровень НИОКР, так как полигон необходимый для испытаний будет построен не ранее 2020 г и только на нем, может быть проведен весь комплекс испытаний.

В июле 2017 в состав ВМС был введен эсминец «John Finn» новая модификация эсминца класса «Arleigh Burke» с «Aegis BL9» Если прошлая модификация стоила порядка 1,2 млрд. долларов, то эта уже более 2. И все это для возможного (или не возможного) противодействия ПКР «Москит», которая в России уже даже не производиться.

Подводные лодки остаются грозой всех надводных кораблей, в том числе и авианосцев. На протяжении последних 20 лет, все действующие авианосцы США были условно уничтожены в результате учебных атак ПЛ. Вероятно, поэтому вся информация по этому вопросу засекречивается ВМС США. Впрочем, подводные лодки вполне успешно атакуют и АУГ других стран, например Великобритании.

В результате США были вынуждены взять в аренду шведскую ДЭПЛ «Gotland» сроком на два года (2005-2007 гг.). По заявлениям американских экспертов все атаки этой подводной лодки против АУГ США были успешными. В 2008 г. касаясь данного вопроса адмирал Джонатан Гринерт (Jonathan Greenert) сказал « в настоящее время мы не удовлетворены нашими достижениями». Судя по успешной атаке французской АПЛ «Saphir» АУГ «Theodore Roosevelt» в марте 2015 г. и через 7 лет поводов для удовлетворения больше не стало. В ходе этих учений, по развертыванию АУГ (12 кораблей типов «Ticonderoga», «Arleigh Burke» и АПЛ «Los Angeles») «Saphir» «уничтожил» не только собственно авианосец, но 6 кораблей из состава АУГ.

Израильские ПЛ успешно атаковали американские корабли в Средиземном море, австралийская «Collins» проникла в центр ордера АУГ во время проведения учений в районе Гавайев в 2000 г.

А демонстративное всплытие китайской ПЛ «тип 039» на дистанции торпедного выстрела от авианосца «Kitty Hawk» в 2006 г. иначе как «пощечину» ВМС США рассматривать трудно Вероятно, таким образом, китайцы хотели показать, что 1996 г. больше никогда не повториться. Интересно, что даже после всплытия ПЛ была обнаружена случайно, взлетевшим палубным истребителем, выполнявшим обычный тренировочный полет. Вдвойне удивительно, что этот инцидент произошел относительно не далеко от американской ВМБ на Окинаве, где все дно должно быть напичкано гидрофонами. Известно, что авианосцы успешно атаковали подводные лодки Дании, Израиля, Чили.

Однако все начиналось гораздо раньше. Ниже фото, сделанное через перископ советской подводной лодки у западного побережья США в 1974 году.

Борьба с АУГ

Тактико-технические характеристики оружия, конечно, играют большую роль, но не меньшую роль играют способы его   применения. А вот тут информации практически нет, впрочем, как нет и достоверной информации и о средствах вооруженной борьбы как российских, так и американских.

Во время войны 1973 г (да и впоследствии) корабли 5 ОПЭСК вполне эффективно использовали тактику «огневого сопровождения» против АУГ США в Средиземном море. Зачастую создавая им такие условия, что они были вынуждены скрываться в территориальных водах Греции и прятаться среди Ионических островов. При этом разовый залп советской эскадры составлял всего 88 крылатых ракет (для ВМФ СССР – более 500), 46 ЗУР и 348 торпед. Со стороны 6 Флота США им противостояли 3 АУГ (60 кораблей) Это был единственный случай жесткого противостояния АУГ США и КУГ СССР за все время холодной войны. В результате, как пишут американцы, наличия «локально превосходящих российских сил» они были вынуждены переместиться на запад Средиземного моря. И это при отсутствии у СССР авианосцев и наличия 3 АУГ у США.

На Севере для АУГ дела обстояли еще менее благоприятно иначе бы не планировалось урывать их в норвежских фиордах, маскировать, рассредоточивать палубную авиацию по наземным аэродрома и проведение других подобных мероприятий. Эти действия предпринимались для снижения возможности как обнаружения с помощью технических средств разведки, так и наведения ПКР большой дальности. До сих пор выделение целей в островной зоне и фиордах является непростой задачей. Но тут в дело вступали советские малые ракетные корабли с ракетами ОТН и ТН, которые чувствовали себя в этих водах лучше, чем рыба в воде. Это к утверждению некоторых нынешних военно-морских экспертов о бесполезности МРК в противостоянии с АУГ В этом случае авианосец становился целью не только для кораблей и авиации флота, но и его разведывательно-диверсионных подразделений.

На Тихоокеанском ТВД (да и в Атлантике) обстановка была совершенно другой. Там решение было найдено в форме создания противоавианосных дивизий подводных лодок и организации их четкого взаимодействия с МРА и ДА поддерживающей действия флота на океанских ТВД. Кстати совсем недавно 31 июля 2017 г. действительно прославленная 10 противоавианосная дивизия подводных лодок праздновала свой полувековой юбилей.

Разрабатывались и соответствующие тактические приемы: создание завес, развертывание подводных лодок на рубежах подъема палубной авиации, создание тактических групп для уничтожения АУГ и ударных групп для борьбы с АУС. Отрабатывались и различные виды построения ТГ и УГ Так построение ПЛ «шайбой» предполагало охват всего ордера АУГ.
После поступления на флот ПЛА проекта 971 « Щука-Б» (на замену 671РТМ) и проекта 949А «Антей» (на замену пр. 670) противоавианосные возможности были значительно усилены. Впервые флот получил возможность гарантированного уничтожения АУГ нарядом сил одного носителя (24 ПКР «Гранит», в т.ч. 1 с ЯБЧ) При отказе от ЯБЧ привлекались две ПЛА проекта «Антей»

Авмианосец "Карл Винсон"

Часто можно услышать, что авианосец атакуют только смертники и камикадзе. Сложно судить о потерях Флота, несущего основную тяжесть борьбы с АУГ. Однако в середине 80-х проводились большие учения, одним из этапов которых было уничтожение АУГ «Карл Винсон» Для этой цели привлекалась группа ПЛА из состава 10 дивизии, соединение МРА, полк ДА (тогда 37 ВА ВГК) и части истребительного прикрытия. По результатам учений потери ДА были минимальны.

Очень влиятельный четырехзвездный адмирал Хайман Риковер на слушаниях в Конгрессе в начале 80-х годов на вопрос законодателей, – какой срок жизни у американских авианосцев в реальной войне? Ответил – 48 часов. В части судьбы авианосцев он был солидарен с Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым, считавшим развитие авианосного флота США, большой стратегической ошибкой.

Х.Д. Риковер, прослуживший 63 года при 13 президентах, дольше всех находившийся на действительной военной службе старший офицер в американской армии за всю ее историю. Его считают «отцом американского атомного флота». Являлся ярым борцом с попытками распила флотского бюджета и за соблюдение контрактных обязательств подрядчиками. На встрече с президентом Р. Рейганом он заявил, что присутствующий тут же министр ВМС Леман, «червяк который просто ни чего не понимает во флоте» и «Он просто врет, он прекрасно знает, что служит контракторам. Они хотят меня выгнать, ради своих исков, потому что я единственный в правительстве не даю им грабить налогоплательщиков».
Тем не менее, адмирал был отправлен в отставку, в том числе и потому что его требовательность ставила под угрозу выполнение программы Рейгана «Флот из 600 кораблей». Позднее официальные лица из General Dynamics открыто хвастались что «добрались до Риковера»

В 2002 году ВС США провели крупнейшие за всю свою историю учения Millennium Challenge 2002 (Вызов тысячелетия). Подготовка к учениям продолжалось более 2 лет, было задействовано 13 500 участников, развернуто 17 штабов, обозначение войск проводилось в 9 районах. Конгресс поручил в ходе КШУ «исследовать критические проблемы при ведении боевых действий на оперативном уровне которые будут стоять перед вооружёнными силами США после 2010 года». Пентагон представил проведение этих учений как «демонстрацию высоких технологий предназначенных для проведения быстрых и решительных операций против будущих противников» Считалось, что США располагают вооружением, которого не существовало в реальности, да и не существует до сих пор. Например, лазер воздушного базирования.

После начала учений 5-й флот США был сразу же разгромлен.

Командующий «красными» отставной трехзвездный генерал КМП Пол Ван Рипер (Paul Van Riper) зная что «его правительство никогда не примет ультиматум США» не стал дожидаться развертывания американской группировки и нанесения ею первого удара. После вхождения флота США в радиус действия его сил и средств он нанес удар, используя крылатые ракеты с боевых кораблей и коммерческих судов, авиацию, атакующую на малых высотах в режиме радиомолчания, катера с взрывчаткой ведомые смертниками. «Aegis» был мгновенно перегружен

В результате флот США потерял 19 кораблей, в том числе авианосец, несколько крейсеров, пять десантных кораблей. Впрочем, злые языки утверждают, что было потоплено два авианосца. И в свете последних сообщений, получается, что они правы.

«Все было кончено за пять или десять минут» Понимание того что авианосные группы — центральная часть ВМФ США бесполезны ошеломило всех участников. Ван Рипер описал настроение так « жуткое молчание, люди не знали, что делать дальше» Командующий синих генерал-лейтенант Б. Белл (Army Lt. Gen. B. B. Bell) признал что красные «потопили мой чертов флот»

Однако США действительно «исключительная страна» и у них в легендах всех учений, обязательным пунктом прописана их победа над противником. Кроме того возникал резонный вопрос куда были потрачены 250 млн. для чего требовалось более двух лет подготовки, что делать с личным составом поднятым из мест расквартирования. Да и вообще как прекратить учения в первый же день, причем с поражением США, если их продолжительность рассчитана чуть ли не на месяц и что скажут по этому поводу в мире. Было принято решение просто нарисовать новые корабли. На протест Ван Рипера ответили «Противник никогда бы не сделал то, что сделали Вы». Вспоминая об этих учениях он сказал «Это был обман, чтобы доказать то, что они хотели доказать»

Все это еще раз подтверждает старую истину, что воюет не оружие, воюют люди. Сегодня АУГ (АУС) самая сильная оперативная единица для ведения боевых действий на море, хотя зачастую и бесполезная. Это факт и отрицать его глупо. В то же время она далеко не неуязвима, как это стараются представить фетишисты, либералы и прочие «идолопоклонники» а так же желающие присосаться к госбюджету представители российского военно-промышленного лобби. Все Авианосные хотелки и разговоры о непобедимости АУГ США инициированы в основном ими.

В середине 80-х годов разовый залп кораблей флота и морской ракетоносной авиации составлял более 1200 ПКР ОН и ОТН. Еще 600 ПКР добавляли дивизии Дальней Авиации, которые придавались флоту на приморских направлениях. Сегодняшней России о подобных возможностях остается лишь мечтать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 ПРИЗМА // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru